18:14 

Хвараны в истории

Хансон
Никогда не сдавайся
Кто такие хвараны
Практически в каждой стране есть свои особые подразделения, отличающиеся так или иначе от других . Одна из таких организаций, особо зацепившая меня – хвараны. Хвараны жили и действовали в основном в одном из древних государств Кореи – Силле, в эпоху трех государств. Это настолько значимый, насколько и малоизученный феномен. К сожалению, из той глубокой старины до нас дошло не так уж много источников, позволяющих достоверно судить о различных областях их жизни. Однако, с другой стороны, это же дает простор для фантазии сценаристов и писателей. К примеру, хвараны стали главными действующими лицами в дораме - Хвараны. Начало. Другим примером, где хваранов очень много показывают, является Королева Сондок (одна из редких правительниц Силлы). Хвараны упоминаются так же в дораме Кебек, только в качестве врагов. Да и вообще, так или иначе, их упоминают практически в любой истории, связанной с эпохой трёх государств, где есть Силла.
Что же такое, точнее, кто такие хвараны? Если обратиться к буквальному значению этого слова (на хангыле, корейской азбуке пишется 화랑) 花郞. До того, как изобрели хангыль, корейцы писали иероглифическим письмом, проще говоря, позаимствовали у китайцев их письменность для выражения корейских звуков. Так вот, возвращаясь к иероглифам, первый значок (хва), означает - цветок. Другой же (ран) – юноша. В целом получается, цветочный юноша, или же юноша, подобный цветку. Но не стоит относиться слишком уж пренебрежительно к подобному названию, ибо хвараны на самом деле очень не просты.
Так чем же занимались хвараны? На этот вопрос нет единого достоверного мнения. Предлагаю на выбор три основных версии. Первая версия заключается в том, что хвараны считаются военной организацией, нечто вроде спецназа того времени. Если вспомнить ту политическую ситуацию, что царила тогда, то можно догадаться, что без квалифицированных военных было бы нелегко. Хвараны считались (по мнению приверженцев этой версии) элитным отрядом, они сражались в первых рядах, были более умелыми, опасными и бесстрашными, чем простые солдаты. Именно хвараны защищали Силлу в периоды обострений отношения с Пэкче (вторым государством той эпохи), с Когурё, с Танским Китаем. Однако же хвараны продолжали существовать и после того, как пала Силла и появилось новое государство - Корё. Кроме того выдвигается версия того, что хвараны переродились в корейских ниндзя – сульса. И помогали воевать в тех случаях, когда в страну вторгались иноземные захватчики. Одним из косвенных таких доказательств является вид единоборства – хваран до. Хваран до стал известен широкой публике в середине прошлого вида, благодаря братьям Ли. Они же его популяризовали, Если коротко, то в хварандо изучают собственно приемы рукопашного боя, владение различными видами оружия, практики медитации, тактические приемы, наподобие маскировки. Кроме того здесь преподают акупунктуру, историю Кореи и нравственные принципы.
Здесь желающие могут ознакомиться с тем, как выглядит современное хваран до.
Далее другая точка зрения указывает на то, что хвараны в первую очередь были именно будущие государственные деятели. С другой стороны, в Силле, как и позже, и военные и гражданские были чиновниками, сдавали экзамены и имели свои ранги, то есть одно другому не мешает. Приверженцы этой точки зрения не отрицали боевое воспитание молодежи, а в хвараны неизменно брали именно юношей, лет семи – пятнадцати. Но навыки сражения не считались чем-то приоритетным, в отличие от философии, каллиграфии и других наук, которые в то время обязаны были знать чиновники.
Наконец, еще одна довольно популярная точка зрения на хваранов - жрецы-поэты. Дело в том, что официальной версией деятельности хваранов полагалось: путешествие по стране в поисках прекрасных мест. Помимо путешествий хвараны устраивали представления перед королевской семьей. Точно не известно носили они развлекательный характер, или же были сугубо церемониальными. Однако подобные факты имели место быть, как и умение хваранов писать стихи, рисовать, танцевать и выступать перед зрителями. Есть любопытная история о том, как хваран проник в столицу Пэкче, устроил там танец с мечом, привлекая внимание короля, и убил его.


Создание хваранов.
Таковы основные версии цветочных юношей. Теперь же о том, когда они жили и творили свои дела. Их началом считается правление короля Чинхына великого. Да-да, того самого, который в дораме - Хвараны. Начало, сам стал хвараном и участвовал в их создании весьма забавным образом. Но есть предположение, что хвараны существовали и до этого, просто король Чинхын их реорганизовал. Упорядочил, так сказать. А потом, королева Сондок добавила кодекс хваранов, регулирующий их поведение. Это где-то седьмой век. И существовали, во всяком случае, официально, до развала Силлы. А по некоторым слухам и сплетням, хвараны есть и сейчас.
Как же они начали создаваться? Опять-таки, версий несколько. Одна мне больше по душе, но это не значит, что они абсолютно верная. Суть ее заключается в том, что хваранов набрали из молодых юношей аристократов две девушки, которых бы сейчас назвали кисен (кисен, на самом деле так назывались лишь в эпоху Чосон, которая была гораздо позже). В то время они назывались вонхва. К сожалению, это благое дело закончилось банальной завистью одной девушки к другой, затем убийством. В итоге и убийца была наказана.
По другой версии хваранов организовал монах: он отобрал пятьсот юношей опять-таки аристократического происхождения, и начал их обучать всему, что считал нужным. И в этом случае знаменитый кодекс хваранов придумал уже он сам.
Как бы то ни было, но хвараны появились. И теперь уже можно перейти непосредственно к их сути. Как они жили, как одевались, чем дышали, какие были знаменитые хвараны? Чем отличается хваран от нандо или от вонхва? Вот эти аспекты так или иначе я освещу. И начну, пожалуй, с внешнего вида.


Внешний вид хваранов.
Как уже говорилось, в хвараны брали юношей красивых на лицо. Но вот что носили эти самые юноши, были у них символы, эмблемы, детали униформы, точнее, военной формы? Единого мнения в источниках нет, а основным источником, дошедшим до нас, являются хроники трех государств. Например, исследователи не могут сойтись во мнении, какого цвета была их одежда – красного или синего? Зато все утверждают, что она делалась из шелка, что вполне могли себе позволить юноши знатных и богатых семей.
Вот, к примеру, реконструкция из «Хваранов, начало», одежда красного цвета

А это вариант «Королевы Сондок», где одежда хваранов не только синего цвета, но вообще всех цветов радуги. В данном примере все-таки синяя –

Кстати говоря, на этой картинке можно увидеть необычный головной убор – шапочку, с двумя перьями, которые напоминают рожки. Это одна из фирменных эмблем, которую носить могли только хвараны. То есть, нандо с подобной шапочкой вы не увидите. Я позже поясню, кто такие нандо, и чем они отличаются от самих хваранов.


Правда, здесь не слишком хорошо видно перышки, зато можно полюбоваться другим вариантов шапки. А вот еще один –


Здесь уже видны перья, расположенные по бокам от головного убора, каким бы он не выглядел. Головной убор. Кстати говоря, хваранов весьма часто изображают именно с луком, что неудивительно, ведь лук и стрелы это самое излюбленное оружие корейцев. Они могли стрелять из любого положения, в том числе и на полном скаку на лошади.
И наконец, кого-то может смутить макияж на лице хварана, то как у него подведены глаза. Делалось это с определенными целями, которые в настоящее время достоверно не известны. Например, они могли так краситься в память о тех самых вонхва, что руководили первыми отрядами хваранов. Честно говоря, на мой взгляд, это довольно сомнительная версия. Мне лично больше нравится другой вариант. Как известно, хвараны либо были шаманами, либо выполняли шаманские функции. Даже сейчас, в современном мире, мужей шаманок называют хваранами. Так вот, если вспомнить шаманов разных стран, то увидим, что они так ил иначе наносили краску на лицо и тело. Каждый рисунок имел глубоко сакральный смысл, известный лишь одному шаману. Следовательно, и хвараны могли разукрашивать лица перед определенными обрядами шаманства.
Еще интересно то, как обставили эту особенность хваранов в Королеве Сондок – там хвараны красились в знак своей решимости. Например, когда собирались убить себя, если король не прислушается к их словам. Жутковатое зрелище.

Хваран до.
Не надо путать с хваран до, который является боевым искусством, так же, как тхэквондо, хапкидо или тхеккён. В данном случае имеется в виду сообщество хваранов, федерация, или орден, если оперировать европейскими понятиями. Так же, как у средневековых рыцарей Европы была своя структура, так же и хвараны тоже не были однородной массой.
Начнем с рядовой ячейки, так сказать, подобных рыцарям Европы. Это как раз сами хвараны, которые несли на себе все бремя обязанностей, как военных, так и жреческих, и других. Хвараны могли быть лишь юноши из знатных семей, молодые и красивые. За эти следили строго. Не удивительно, что в дораме на Сону так косились, хотя он считался лишь полукровкой. А вот простолюдина, например, вообще не взяли. Даже по протекции королевы, ибо до абсолютной монархии дело не дошло. Силла была на уровне развития феодального государства, когда король лишь первый из равных, несмотря на всю систему священной кости.
У каждого хварана могло быть до сотни, плюс-минус в количестве, нандо. Нандо считались слугами, кем-то вроде оруженосцев рыцарей в Европе. Нандо отличались от хваранов тем, что их могли взять из любого слоя общества. Они помогали хваранам в быту, занимались тренировками, слушались своего хварана, и часто сопровождали их. Шапочки с перьями нандо не носили.
Пхунвольдо (풍월도) Это главный хваран. Или главные хвараны, если их несколько, два, например. Под началом каждого из них могло быть несколько хваранов. Вместе с нандо выходила практически армия. Пхунвольдо назначался на одно поколение.
Вонхвадо или просто вонхва(원화도) Женщины, аналоги пхунвольдо. По легенде они и были первыми, кто собрал юношей. Но одна из них возревновала к красоте другой и убила ее. Другую же казнили после этого. С тех пор в основном хваранами командовали мужчины.
Пхуннюдо (풍류도). Их так же называют куксоны, тоже из числа знатной молодежи, которые занимались в основном развитием и обучением.
Все они должны были служить королю, выражали чаяния народа, хотя бы теоретически, и могли бы попросить короля уйти, если бы вдруг посчитали, что тот не действует во благо государства Силлы.

Кодекс хваранов.
Кодекс хваранов, регулирующий их деятельность совсем маленький, буквально пять пунктов. Вполне может быть, что их придумал действительно монах, а не королева Сондок, ибо он основан на конфуцианской морали. Хвараны во время своего обучения проходили конфуцианство, при этом они так же изучали буддизм и даосизм. И ко всему этому оставались шаманами. Вот такая гремучая смесь. Итак, в чем же заключались эти правила?
1. Будь предан государю (сагун ичхун, на ханлыне, корейском алфавите사군이충, на ханче, иероглифах事君以忠)
2. Будь почтителен к родителям. (сачхин ихё 사친이효, 事親以孝)
3. Будь искренним с друзьями (кёу исин 교우이신, 交友以信)
4. Будь храбрым в бою (имджон мутхви; 임전무퇴, 臨戰無退)
5. Будь разборчив, убивая ((сальсэнъ ютхэк; 살생유택, 殺生有擇)
Вот иллюстрация этих самых правил, то, что там по корейски написано и есть те самые правила -



Некоторые персоналии.
Начну, пожалуй, с национального героя, Ким Юсина. Хотя его все помнят, как талантливого генерала, служившего пяти правителям, в том числи, королеве Сондок и Мунму ванну, объединившему все три государства. Однако из истории не вычеркнешь тот момент, что он тоже был хвараном. Ким Юсин, родственник короля по материнской линии. Его родителей изгнали из столицы за неравный брак матери. Однако они были прощены, и смогли вернуться в столицу. Благодаря этому Ким Юсин сумел проявить себя во множестве боев, особенно с Пэкче, где он сражался с легендарным генералом Пэкче – Кэбеком. Зато его сын как раз и прославился именно как хваран.

Кванчхан. Этот хваран прославился как раз именно по своей хвараньей стезе. Кванчхан Кванчхан сражался с Пэкче, и с Кебеком в частности. Хроники трех государств рассказывают, как этот хваран попался в плен Кэбеку, и тот, пораженный молодостью юноши, отпустил его. однако Кванчхан не стал убегать, немного отдохнув, он врнулся в сражение, убил одного из генералов Пэкче и захватил его знамя. В этот раз Кэбек был безжалостен и убил его.

Альчхон – хваран, живший во время правления королевы Сондок. Поддерживал ее, помогал даже тогда, когда против нее подняли мятеж. И вроде как был одним из друзей Юсина, во всяком случае оба верно служили королеве.


Напоследок.
Хвараны были, есть и наверное, останутся интригующей организацией со множеством загадок и вопросов. Основной источник о них это хроники трех государств, который не может объяснить абсолютно все. Кроме того, какие-то следы хваранов остались в нашей современной жизни. То самое хварандо, например. Одно то, что их учат владеть 108 видами оружия впечатляет. И это лишь один из пунктов обучения. Другим примером могут быть хвараны, выступающие сейчас в Корее, или же хвараны, мужья шаманок. Эти отголоски древности вызывают мурашки по коже и желание узнать больше.
Я еще буду рыться на сайтах, искать сведения, исследователей, источники. И тогда может быть, действительно когда-нибудь родится серьезная вещь по этой теме. А пока просто могу надеяться, что чтение было интересным и познавательным.


P.S.
прошу прощения за эти смайлики, но я еще подумаю, как это дело исправить)

URL
Комментарии
2017-04-26 в 18:25 

Эйхиро
Редктировать пост -) дополнительные параметры -) галочку в "не заменять текстовые смайлы на графические"
Должно сработать)
спасибо за информацию!)

2017-04-28 в 18:09 

Хансон
Никогда не сдавайся
Эйхиро, это вам спасибо)
сейчас же все исправлю)

URL
2017-04-28 в 18:10 

Хансон
Никогда не сдавайся
есть! Все получилось))

URL
   

Прыжок в историю

главная